Кратко обо всем.

Большинство из нас знакомы с японскими школами исключительно по аниме и манге.
Создатели аниме могут познакомить нас со школьницами, с японскими молодежными фестивалями, с советом учащихся, но основные реалии японской школы упущены. С помощью этого поста мы попробуем восполнить этот пробел.
В Японии действует три вида школ – младшие, средние и старшие. В младших школах учатся 6 лет, в средних и старших по 3 года. Стоит отметить, что это абсолютно три разных учреждения, но иногда можно встретить среднюю и старшую школу в объединении.
Обязательными для обучения являются младшие и средние школы, а старшая для тех, кто собирается в будущем поступить в ВУЗ. Все старшие школы платные. Основные отличия младших школ от средних заключаются в следующем:
- в младших школах, как правило, 3-4 урока в день,
- первые шесть лет ученики ходят без школьной формы,
- в младших классах отсутствуют кондиционеры,
- в последнее время в младших классах делают кабинеты открытого типа, то есть в них нет стен. Это сделано с целью уменьшить число издевательств среди учеников.
В японских школах функционируют различные художественные кружки: музыкальные, робототехнические, каллиграфии, химии, икебаны и др. Среди кружков различных школ зачастую проводятся соревнования.
Во время каникул школы не прекращают свою работу, а проводят различные экскурсии по стране и за ее пределами. Вид экскурсии зависит от класса. Так, к примеру, ученики средних школ ездят в Нагано в гости к ученикам местных школ. Совместно они с толком проводят время – плетут корзинки, изготавливают веера. Второгодки средней школы плавают по озеру на каноэ. Последний год в средней школе отличается поездкой в Киото, Нару или даже в Новую Зеландию. Там они практикуются по английскому языку.
Возвращение с таких экскурсий сопровождается созданием стенгазеты, где каждый ученик должен отразить то, как он провел каникулы. Стенгазеты выставляются на всеобщее обозрение с целью провести голосование за лучшую.

Обучение.

Школа в Японии делится на три ступени:

   1. Начальная школа (1-6 классы) - сёгакко,
   2. Средняя школа (7-9 классы) - тюгакко,
   3. Старшая школа (10-12 классы) - котогакко.

Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя - "первый класс начальной школы", "второй класс средней школы" и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

Учебный год в Японии начинается в апреле. Уроки продолжаются с понедельника по пятницу либо по субботу(каждая четная суббота - выходной), в зависимости от школы. Учебный год состоит из трёх семестров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

Начальная и средняя школа являются обязательными. Старшую школу, несмотря на то, что она не является обязательной, заканчивают около 94 % японских школьников.

Начальная школа включает в себя первые 6 лет образования и является важной базовой его частью. Начальные школы посещают более 99 % японцев данной возрастной группы, около 99 % начальных школ — государственные, около 1 % — частные. Учебный план включает: японский язык, гуманитарные предметы, арифметику и науку. Неакадемические предметы могут включать: искусство и ремёсла (включая японскую каллиграфию), музыку, домоводство, физкультуру и нравственное образование. Особый акцент делается на японском языке, так как сложности письменности и разнообразие устных форм требуют этого внимания.

Средняя включает в себя 3 класса: седьмой, восьмой и девятый, и является последней ступенью обязательного образования. Возраст учащихся от 12 до 15 лет. Как и начальные школы, большая часть средних школ являются государственными, однако около 5 % — частные. В отличие от начальной школы, каждый учитель здесь специализируется на одном предмете. Учебный план включает в себя предметы начальной школы, а также некоторые новые, такие как иностранный язык (хотя с апреля 2011 года английский язык стал обязательным предметом в начальной школе). Большинство школьников посещают один или несколько из школьных кружков (клубов по интересам), которые занимают их время после уроков примерно до 18:00 в будни, а иногда и утро в выходные дни.

Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной, её посещают более 94 % школьников (по данным на 2005 год). Число частных старших школ составляет около 55 %, тем не менее, и государственные, и частные старшие школы являются платными. Программа первого года старшей школы одинакова для всех, однако в последующие 2 года подразумевают выбор курса в зависимости от намерения получать высшее образование.

Каждый год школьники ездят на экскурсии по городам Японии и в другие страны, а после этого должны нарисовать стенгазету о своей поездке.

Одним из главных событий внеклассной жизни является сентябрьский фестиваль. Ученики каждого класса собираются и решают, что именно они будут представлять. Это может быть все что угодно - кафе, комната страха, и даже аттракцион “кинь тортом в лицо”.

Поскольку поступить в японский университет тем более на бюджетной основе очень и очень непросто, хотя бы потому, что экзаменационные вопросы значительно выходят за рамки школьной программы, многие дети, начиная со старшей школы, ходят в Дзюку. Это отдельное платное учебное заведение.

Программа преподавания варьируется от школы к школе, но основывается на стандартах, утвержденных Министерством Образования. Ответственность за финансирование, комплектацию учителями и школьную программу лежит на местных властях.

Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.

В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Наиболее сложными предметами считается математика и языки - японский (изучение кандзи) и английский.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.
Расписание уроков

Так же, как и в России, но в отличие от США, начальная и средняя школы обычно находятся в 5-10 минутах ходьбы от дома учащегося. Разумеется, в сельской местности школа может быть и существенно дальше.

Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на "линейку", и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока. ^_^

Продолжительность уроков в начальной школе - 45 мин, в средней и старшей школах - 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед - около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. ^_^ В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.

В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники - самые занятые люди в стране.

Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.

Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.

По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.

Как проходит урок

Всё начинается со звонка на урок, он довольно характерный, и вы, скорее всего, слышали этот звук в сериалах. В некоторых классах выделяется «старший по классу» или попросту староста. Выбирают старосту либо по желанию, либо ученика, сидящего на первой парте ближе к двери, так как ему проще увидеть учителя. Ассортимент уроков принципиально ничем не отличается от нашего. Тоже есть родной язык, английский, география, история и т. д. Но манера преподавания зачастую иная - монолог на заданную тему, затем опрос домашнего задания и, разумеется, тесты. Японские школьники куда более пассивны, чем наши, если кто и тянет руку, то только чтобы отпроситься в туалет. Опрос ведётся по списку, а не по алфавиту, потому что при этом учитель теоретически может выбирать учеников, которых спрашивает чаще, а кого-то реже. Например, тех, чьи имена в начале и конце списка. Но, как правило, используется некий случайный элемент, например дата: вызывают ученика, чей номер соответствует сегодняшнему дню, а потом спрашивают через некоторый интервал.

Кружки

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы "дедовщины", когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою "рекламу". Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.

Кружки теоретически являются добровольными, но на практике почти все ученики ходят в тот или иной кружок. Причём, в кружке идёт строгое разделение обязанностей, всегда присутствуют начальник кружка, заместитель начальника и так далее, вплоть до новичков-первогодок. При этом, чем больше кружок, тем больше поддержки и финансирования он получает со стороны администрации. Поскольку кружки, несмотря на то, что это вроде как внеклассная деятельность, зачастую определяют лицо школы. Кружки есть в университете, и там их немало, так что почти каждый может выбрать себе занятие по вкусу: от футбола до астрономии и полётов на планерах.

Кружки в японских школах бывают и спортивные, и художественные. Многие школы предоставляют ученикам всевозможные занятия спортом - начиная от тенниса, плавания и бейсбола, и заканчивая гольфом, кендо и кёрлингом. Поэтому, у учеников есть собственный бассейн, корты, футбольное поле, гимнастическим зал, гольф-площадка.

В художественных кружках школьники пробуют себя в качестве музыкантов разных стилей, изобретателей роботов, учатся каллиграфии, рисуют мангу, играют в Го, ставят эксперименты по химии, делают икебаны, изучают компьютеры.

Экзамены

Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников.

Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.

За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

После средней школы

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние "технические колледжи" - профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Академии

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии (гакуэн), а также "национальные" школы - школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются "белыми воронами" и иногда становятся предметом издевательств однокашников.

В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.

Университеты и колледжи

Главный критерий при выборе университета - престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там "низовые" женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.

Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.

К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.

Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них - иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах-ёбико, либо работают, либо совмещают первое со вторым.

В отличие от школы, обучение в университете - время относительной "халявы". Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает - нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.

После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.

Взаимоотношения и путь школьника.

Старшие и младшие

Во многом отношения между японцами в школе регламентируются понятиями Старший (Семпаи) и Младший (Кохай). При этом, даже если разница составляет всего год, младшие обязаны подчинятся старшим, говорить с ними вежливо, относиться с подобострастием.

Младшая школа

Тут всё очень похоже на детский сад, особенно поначалу. С учителем можно разговаривать просто, уроки похожи на игры.

Средняя школа

Обычно с шестого класса формируется система отношений старший-младший, которая проходит впоследствии через всю жизнь. Активно идет и внеклассная работа в кружках. Отношения между учениками становятся куда более формальными. Так же каждому классу выделяется отдельный этаж. Дружба между учениками разных классов становится редкостью.

Старшая школа

Если до девятого класса всё достаточно просто, ведь девять классов образования являются обязательными и бесплатными для всех японцев, то старшая школа - вещь добровольная. Можно еще поучиться и поступить в университет или пойти в техникум, где куют кадры обслуживающего персонала. Обычно это удел бедных семей, в которых с самого начала ясно, что оплачивать университет не получится. Большинство идёт в старшую школу, с которой и приходит пора так называемому Нюгаку Дзигоку - Аду для поступающих в университет. Начинается он прямо с поступления в старшую школу для этого, в зависимости от школы, нужно сдать от трех до пяти экзаменов.
Из-за интенсивной учёбы многие японцы вынуждены оставлять кружки, которым в младшей и средней школе уделяли немало времени.

Школьные романы

Если в младшей и средней школе отношения между мальчиками и девочками напоминают этакую тихую войну полов с дёрганьем девочек за косички и мелкими проказами, то к старшей мальчики, в общем, разбираются, для чего вообще нужны девчонки. Над влюбленными порой смеются одноклассники. Идеальные условия для возникновения отношений это: один возраст, параллельные классы, один и тот же кружок и дорога домой. К слову, вот и ещё причина, по которой японцы в старшей школе стремятся в кружки, желательно в те, где побольше девочек. Соответственно, и руководители кружков стараются заманить девчонок, зная, что это залог роста популярности кружка.

О школьной форме.

В Японии школьная форма появилась в конце XIX века. В нынешнее время школьная форма есть в большинстве частных и государственных школ. Японским словом, обозначающим униформу, является сэйфуку.

В большинстве начальных школ ношение формы не является обязательным. Там же, где она есть, мальчики обычно носят белые рубашки, короткие белые, тёмно-синие или чёрные шорты и фуражки. Форма у девочек может включать в себя длинные серые юбки и белые блузки. Форма одежды может меняться в зависимости от сезона. Среди и мальчиков, и девочек распространены яркие головные уборы.

Униформа в средней и старшей школе традиционно состоит из формы в военном стиле для парней и матросок у девушек. Эта форма основана на военной одежде периода Мэйдзи, смоделированной на основе европейской морской формы. В то же время, многие школы переходят на школьную форму схожую с западной, носимой в приходских школах. Она включает в себя белую рубашку, галстук, свитер с гербом школы и штаны у юношей и белые блузки, галстуки, свитеры с гербом школы и клетчатые шерстяные юбки у девушек.

Форма различается в зависимости от школы с сохранением общих черт: пиджака и брюк для мальчиков и юбки для девочек. Отдельные школы позволяют учащимся свободный выбор каких-то отдельных элементов одежды, а наиболее либеральные и вовсе не требуют носить школьную форму, но таких меньшинство. Школьную форму нельзя переодеть, скажем, уже внутри здания школы на входе стоит дежурный, который проверяет насколько внешность учащихся соответствует нормам. Так что даже суровой японской зимой (а на Хоккайдо в районе Асахикава зимой температура опускается до минус двадцати) можно увидеть девочек в юбках и с синими коленками. Конечно, зимняя и летняя форма не идентичны, но ноги у девочек всё равно остаются голыми. Кстати, несмотря на убеждённость русских фанатов аниме, что японская форма называется Сейлор Фуку, на самом деле это - Сей-фуку, что на японском означает просто форменная одежда. Неправильное название укрепилось после аниме Сейлор Мун.

Гакуран

Гакуран (яп. 学らん?) или цумэ-эри (яп. 詰め襟?) — мужская униформа во многих средних и старших школах Японии. Обычно гакуран чёрного цвета, но в некоторых школах может быть и тёмно-синий.

Гакуран происходит от вида прусской военной формы. Слово является комбинацией иероглифов гаку (学), означающего «учиться» или «ученик», и ран (らん или 蘭), означающего Голландия или, исторически в Японии, вообще весь Запад; таким образом, гакуран переводится как «Западный ученик». Такую же одежду носят школьники в Южной Корее и носили в Китае до 1949 года.

Матроска

Матроска (яп. セーラー服 сэ:ра:-фуку?) — распространённый вид формы, носимой девушками в средней и старшей школе и, иногда, в начальной. Впервые она была представлена в качестве школьной формы ректором университета Fukuoka Jo Gakuin (яп. 福岡女学院?) Элизабет Ли. Она была создана на основе формы британского Королевского флота того времени, когда Ли училась по обмену в Великобритании.

В отличие от гакурана, у матроски существует множество различных вариаций внешнего вида. Обычно форма состоит из блузки с матросским воротником и плиссированной юбки. В зависимости от сезона детали костюма могут изменяться: разная длина рукавов и материал. Спереди иногда завязывается лента, протянутая сквозь петлю на блузке. Взамен ленты могут использоваться галстук, бант или шейный платок. Наиболее распространёнными цветами для формы являются: тёмно-синий, белый, серый, светло-зелёный и чёрный.

Обувь, носки и другие аксессуары иногда тоже являются частью формы.Носки обычно тёмно-синие,белые или черные. Туфли — коричневые или чёрные.

За информацию спасибо http://anime.dvdspecial.ru и другим сайтам и форумам о Японии(гомен, но все ссылки не сохранил Т_Т)